Как написать цепляющий заголовок

Ольга Губарева

Редактор

Крутой заголовок… Кто вы без него? Гений, плейбой, филантроп. Но об этом никто не узнает, потому что статья обо всех этих ваших преимуществах так и не будет открыта. Рассказываем, каким должен быть заголовок, чтобы ваши старания при написании текста не пропали зря.

Больше всего на свете я не люблю придумывать заголовки к статьям и письмам и остывший кофе. Хочется, чтобы они были одновременно чёткими, понятными, допустимо ироничными, красивыми и полезными. И при этом умещались символов в 80. Ах, да. Ещё они должны включать в себя ключевые запросы SEO, быть броскими, но не сваливаться в кликбейт. Задача кажется неразрешимой, но не всё так сложно.

Почему заголовок так важен

Важность заголовка — вещь достаточно очевидная, но её стоит ещё раз проговорить, чтобы понять, какой заголовок выстрелит, а какой нет. Вспомните, как вы выбираете статью, рассказ, письмо. Зацепило — читаете, скользнули равнодушно взглядом — шеф, всё пропало: гипс снимают, клиент уезжает! Все старания по созданию контента насмарку. Многозадачность — символ 21 века. Мы делаем десять дел одновременно и на бегу и между ними проверяем почту. Борьба за внимание сейчас больше, чем когда-либо.

Заголовок должен быть точным

Ваш заголовок должен точно отражать содержание вашей статьи. Оставьте кликбейт и желтушные заголовки другим. Если вы хоть раз обманете ожидания читателя, и в статье «Как вылечить простуду» он прочтет про заряженную воду и лечение наложением рук, на ваш сайт он больше не придет ни-ког-да. Доверие будет подорвано раз и навсегда. Пишите правду, уважайте своего читателя.

Скриншот с сайта https://smolensk-i.ru/. Горькая правда лучше, чем сладкая ложь

Заголовок должен попадать в вашу целевую аудиторию

Заголовок должен соответствовать аудитории, для которой вы пишете. Вряд ли отсылка к мемасам будет уместна для читателей журнала «Вестник бухгалтера». Не то чтобы бухгалтерам были чужды мемы и чувство юмора, но у делового издания свой формат, которого стоит придерживаться. Но это не значит, что ваш заголовок обязательно должен быть сухим и скучным.

  скриншот с сайта https://rg.ru

Заголовок должен работать вне контекста

Ваши постоянные читатели могут понимать любые странности или аббревиатуры, которые вы используете, но тот, кто попадает на ваш сайт впервые или видит ваш заголовок в поиске Google, может быть сильно озадачен. Если мне кажется, что я перемудрила с заголовком, я просто кидаю его в чатик тому, кто не знает, над чем я сейчас работаю. И если в ответ прилетает примерно такая реакция 👀, я понимаю, что над заголовком надо ещё немножечко поработать.

Скриншот с сайта https://life.ru/. Иногда так много вопросов к заголовку и так мало ответов…

Заголовок должен быть кратким

Это тоже достаточно очевидная вещь, особенно если вы пишете заголовок для письма (миллион слов туда точно не влезет) или для статьи блога (сломается вёрстка блога). Оптимально, если заголовок будет содержать около 80 символов, включая пробелы. 

Так что смело удаляйте из него всё лишнее. Лишним чаще всего оказывается описание. Так что меньше прилагательных, больше глаголов.

Скриншот с сайта https://www.m24.ru/. Всего 55 символов, а сколько интриги!

Используйте проверенные схемы

Вы наверняка замечали, что большинство заголовков в интернете довольно шаблонны. Это может немного ранить ваш художественный вкус, но такой подход вполне рабочий. Более того, для большинства статей он предпочтителен. Читателю не всегда нужен креатив в заголовке, он хочет, чтобы заголовок максимально соответствовал его запросу. Поисковые системы такой подход тоже ценят.

Модели заголовков:

  • Вопросы: Как написать продающий заголовок?
  • Решение проблемы: Способы создания заголовка статьи
  • Заголовки с прямым обращением: А вы умеете писать заголовки?
  • Подборки/списки/рейтинги: 1000 и 1 продающий заголовок
  • «Жёлтые» заголовки (их мало кто любит, но если у вас такая необходимость): Заголовок в газете едва не стал причиной Третьей Мировой
  • Использование известного имени, бренда, эксперта: Советы Стивена Кинга по написанию заголовков
  • Личный опыт: Как я пишу заголовки для статей блога 
  • Ошибки: Ошибки при написании продающих заголовков
  • Сравнение: Что лучше: кликбейт или честный заголовок?

Рифмы и панчи тоже работают

Если уж очень хочется в креатив, то можно попробовать зарифмовать заголовок. Или обыграть известную и расхожую фразу. По крайней мере, привлечете внимание читателя и выделитесь среди других статей или писем.

Скриншот с сайта https://www.rbc.ru/

Используйте цифры и факты

Цифрам, статистике, проверенным и подтвержденным фактам верят больше, чем голословным утверждениям. Поэтому если из вашей статьи можно вынести в заголовок какую-то цифру, сделайте это.

Скриншот с сайта https://www.rbc.ru/rbcfreenews

Никакой готовой формулы для создания заголовка, к сожалению, нет. То, что работает для одной аудитории, может абсолютно не зайти другой ЦА. Так что единственный совет: пробуйте разное 🙂 Держите руку на пульсе, следите за трендами и постоянно экспериментируйте.

Согласен

Мы используем файлы cookie для записи информации о сеансе, например, прошлой активности на сайте, чтобы обеспечить лучший сервис, когда посетители возвращаются на наш сайт или настраивают содержимое веб-страницы на основе типа браузера посетителей. Используя веб-сайт, вы выражаете свое согласие с нашей политикой cookie. Вы можете изменить настройки файла cookie в своем веб-браузере.