Благодарим за подписку!

Закрыть

Особенности национального емейл-маркетинга: интервью с Владимиром Андриенко

Мы любим, когда в наш просторный светлый офис приходят гости. Особенно – когда люди приезжают издалека: из-за нашей совместной удалённости часы и минуты личного общения становятся вдвое значительней!
На прошлой неделе к нам заглянул друг из Минска – маркетолог Владимир Андриенко. За пару насыщенных дней мы показали гостям свой офис, рассказали им о рязанских «грибах с глазами», прогулялись вместе по городу, и, конечно, обсудили кучу вопросов о емейл-маркетинге! 🙂
Вопросов оказалось немало, и большая их часть касалась национальной специфики емейл-сферы. Так получилось небольшое интервью, которое, на наш взгляд, заинтересует и вас.

vladimir

Владимир, скажи, развит ли в Беларуси емейл-маркетинг?

В целом, мне кажется, нет. На белорусском рынке, конечно, меньше компаний, чем на российском, и емейл-маркетинг у нас развивают в основном крупные мировые бренды. Хотя постепенно в этом направлении идут и новостные, и информационные порталы, и небольшие интернет-магазины. Тут все напрямую зависит от руководителя – если ему интересен такой путь развития, то он будет его использовать. Например, я проводил небольшое исследование среди сайтов зоомагазинов. Так вот из первых десяти всплывающих в поисковике только один собирал емейлы для настоящих рассылок и еще один бесцельно запрашивал адрес почты на странице заказов просто потому, что такая возможность была изначально запрограммирована.
Маркетинговое сообщество периодически спорит о том, что емейл умирает и будущее за соцсетями, пушами и роботами. Но я думаю, что письмами мы будем пользоваться всегда и продолжим кликать на рекламные объявления, которые нам приходят.

Как ваши подписчики воспринимают маркетинговые рассылки? Интересуются ими или игнорируют?

Подписчики становятся избирательны. Например, пару лет назад можно было отправить примитивное письмо, в котором почти на 100% срабатывала яркая кнопка «Купить», и получить неплохой отклик минимальными затратами. Сегодня этого недостаточно, чтобы завладеть вниманием подписчиков. Нужно тщательно работать над качеством рассылки, дизайном, заголовками, прехедерами и доставляемостью.

Возможно, какие-то типы емейлов имеют более высокий отклик?

Трудно сказать за всех белорусов, но красиво оформленные письма нравятся большинству подписчиков: брендинг, фирменные цвета, логотипы, картинки. Пользователь скорее мыслит категориями «ярко», «прикольно», «о, гифка есть». Адаптация под мобильные устройства тоже играет важную роль. В моем интернет-магазине, например, больше 30% мобильного трафика.

Ты пробовал когда-нибудь отправлять письма без дизайна? Они работают?

Один мой руководитель до сих пор удивляется. Смотри, говорит, какие письма у американцев – страшненькие, вообще никакого дизайна, а мы тут заморачиваемся, человека напрягаем, деньги тратим. 🙂 В моей практике был такой опыт: мы долгое время отправляли текстовые письма, которые давали неплохие показатели, а потом попробовали сделать их в красивом шаблоне. Так вот, когда дизайн у нас только появился, заметили всплеск интереса подписчиков, отразившийся в метриках, но через какое-то время мы вернулись к схожим средним показателям. Думаю, что дело тут не в спаде интереса к текстовой версии, а скорее в эффекте новизны.
А если ваше предложение действительно заинтересует пользователя, ему будет не так важно, в каком формате оно придёт. Как-то мы делали распродажу в оффлайне и дизайнер был сильно занят другими проектами. Я не стал ждать – разослал короткие текстовые письма. В результате к вечеру склад опустел. 🙂 Правда, подобная тактика применима не для каждого случая.

Насколько развит белорусский рынок предложений в сфере емейл-маркетинга? Есть ли свои платформы рассылок?

Своих нет. Сейчас белорусы используют недорогие сервисы, которые могут себе позволить даже новички, ведь на начальном этапе им достаточно минимального функционала и простых рассылок. С ExpertSender среди чисто белорусских компаний пока работаем только мы, потому что платформа дороговата для новичков и порог минимального объема сообщений довольно высокий. Тем не менее стремящиеся к росту компании у нас есть, и в будущем им, скорее всего, будет недостаточно возможностей простых сервисов. Важно понимать, сколько потом будет стоить переход и перенос базы на другую платформу и не проще ли сразу выбирать профессиональное решение.

Давно ли ты и твоя команда познакомились с Expertsender? Какое впечатление сложилось о платформе?

Мы работали с другими сервисами до 2015 года, и за это время успели перепробовать практически всё. Затем по одному из проектов перешли на Expertsender, начали интеграцию и полностью запустили рассылки в апреле 2015-го. И на этом этапе для нас все кардинально поменялось, потому что неожиданно оказались нужны сегменты, таблицы данных, удобный интерфейс. 🙂
Одним из самых важных преимуществ платформы ExpertSender я считаю живую техподдержку: персональный менеджер всегда поможет правильно вести рассылку, делать API-запросы, консалтинг, когортный анализ. Плюс мы оценили возможности настройки «брошенных корзин» в рамках кампании и шаблоны сценариев к ним.

Тебе приходится много общаться с клиентами, часть из которых не считает нужным вкладываться в канал емейл-маркетинга. С какими проблемами ты чаще всего сталкиваешься в работе с ними?

Многие крупные компании признают, что емейл-маркетинг – это очень интересно и классно, но плохо представляют, как и в каком направлении развивать его, чтобы сделать «лвл ап». Компания начинает с простых рассылок, и до какого-то момента этого бывает достаточно. Но бизнес постоянно развивается. Постепенно вместе с компанией растет и её база данных, CRM-система, сегментация, а значит – запросы тоже растут. Существующего сервиса становится недостаточно, а переносить всё на новый, более продвинутый – сложно и затратно. Хотя это далеко не худший сценарий.
В целом же основная часть проблем связана с тем, что данные вообще не собираются. Для меня это боль, потому что постоянно приходится придумывать какие-то «костыли», чтобы двигаться вперед и добывать информацию о подписчиках.
Раньше приходилось бороться еще и с бюрократизмом – руководство не может довериться и вынуждает постоянно согласовывать каждое письмо, утверждать схему. Сейчас такого уже почти нет, контент-план разрабатывается на три месяца и можно делать все что угодно. Правда, я и делаю иногда все что мне угодно. 🙂 Люблю экспериментировать с разными письмами, вставлять гифки, кнопки, сложные анимации и потом смотреть, что и как работает.

Для такого творческого процесса постоянно нужно вдохновение. Откуда ты черпаешь идеи и чем увлекаешься в свободное время?

Сейчас очень сильно помогают занятия по программе «Современное искусство и театр». Там можно поймать множество разных образов и идей для писем. С современным искусством вообще все непросто. Порой думаешь: что это вообще за красное пятно? А все оказывается по концепции, высоко и со смысловыми пластами, которые не всегда удается считывать, ведь культурный код совсем другой.
Я постепенно осознал, что нужно как можно больше читать и смотреть, чтобы понимать происходящее вокруг и быть креативным. Если ты емейл-маркетолог, то ты не должен ограничиваться только емейл-маркетингом. Нужно знать кино, театр, искусство, рекламу, много путешествовать – тогда ты сможешь привнести что-то новое в свою работу. Хотя и нового уже не придумаешь – все уже создано до нас, только в другой форме.
Никогда не знаешь, откуда придет очередная идея: даже книга «Как правильно заниматься сваркой» может пригодиться – ты посмотришь на нее через свою призму, и на свет может появиться неплохой кейс. 🙂

Контент-эксперт ExpertSender

 

Узнавайте о новых статьях блога ExpertSender

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных